§ 2. Относительная внутренняя хронология произведений И.А. Ефремова

До сих пор мы говорили о наглядном стиле И.А. Ефремова, использованном при создания художественного мира и географии этого мира, то есть о «единстве места». Теперь пришло время поговорить о «единстве времени». И с эти придется разбираться гораздо дольше, потому что время в произведениях И.А. Ефремова существенно отличается от привычных нам минут и секунд, его законы во многом не совпадают с законами течения времени в мире реальном.

Конечно, трудно представить, что такие разные произведения, как «Путешествие Баурджеда» и «Час Быка», описывают по существу один мир, но в разные эпохи развития. Хотя косвенным подтверждением возможности такого соединения являются некоторые проблемы с циклизацией произведений Ефремова, появляющиеся у литературоведов, которые занимаются анализом его творчества. Легче всего это заметить в так называемых «произведениях о будущем». С одной стороны, логичнее придерживаться авторского соединения: «Туманность Андромеды» — «Сердце Змеи» — «Час Быка». С другой стороны, Е. Брандис и В. Дмитревский1 предлагают считать звеньями одной цепи «Лезвие бритвы» — «Туманность Андромеды» — «Час Быка». В то же время Р. Поддубная, придерживаясь хронологической последовательности написания, считает своеобразным «романным триптихом»2 связку «Туманность Андромеды» — «Лезвие бритвы» — «Таис Афинская». К этим произведениям присоединяется менее известная дилогия «Великая Дуга» («Путешествие Баурджеда» и «На краю Ойкумены»), к которой автор сначала хотел дописать третью часть, намеченную в так называемой главе «об Эрмитаже»3, где герои рассматривают выставленную в музее античную гемму, вырезанную на куске берилла и найденную в скифском кургане, но потом увидел, что повесть и так приобрела законченную форму. Но при этом надо учитывать, что весьма часто один роман захватывает не только «свой» отрезок времени, но и дает отсылку (в прологе или эпилоге) к другому времени и, возможно, к другому роману. Например, действие главы об Эрмитаже в «Великой Дуге» происходит примерно в 50—60-е годы XX-го века и как раз приходится на время действия другого романа — «Лезвие бритвы», который (какое совпадение!) начинается со сцены на выставке камнереза Денисова-Уральского.

Для полноты хронологии необходимо учитывать и задуманные, но ненаписанные произведения. В первую очередь это касается последнего, романа И.А. Ефремова «Дети Росы», действие которого по замыслу должно было происходить в России и Индии XIII в., о чем писатель говорил в одном из своих интервью: «Хочу написать исторический роман о трагических событиях дня 6 декабря 1240 года, когда орды Батыя захватили «мать городов русских» — Киев»4. Материал для этого романа писатель начал собирать довольно давно, о чем можно судить по его письму к И.И. Пузанову от 16 декабря 1953 г.5, где он пишет о своем намерении написать рассказ, заранее названный «6 декабря 1240 г.». Об этом же рассказе он пишет в письме В.И. Дмитревскому 3.03.1959 г.: «...я смогу приступать к своему долгожданному «6 декабря»»6. К сожалению, этот замысел остался невыполненным, но частично отголоски этих материалов проявляются в «Туманности Андромеды» и в «Часе Быка», когда Фай Родис просматривает коллекцию тормансианских фильмов и размышляет о «стертой копытами азиатских полчищ культуре древней Руси» (V. 2 С. 161).

Однако И.А. Ефремов недаром так тщательно работал над своими произведениями: готовый текст — это только верхушка айсберга, а внутри скрыто огромное количество переработанного материала. И если этот материал не вылился в отдельное произведение, то это вовсе не значит, что он бесследно исчез. Он, частично или полностью, проявлялся в других произведениях. Таким образом, если продолжать сравнение с вершиной айсберга, можно сказать, что творчество И.А. Ефремова представляет собой отдельные, возвышающиеся над уровнем моря вершины гор, под которыми находится мощное и тесно спаянное ледовое поле, невидимое для читателя.

Поэтому все произведения Ефремова можно считать «историей» одного мира, что позволяет расположить их в условно-хронологическом порядке (не по времени написания, а по времени действия): дилогия «Великая Дуга» («Путешествие Баурджеда» и «На краю Ойкумены»), «Таис Афинская», ненаписанные «Дети Росы», большинство «Рассказов о необыкновенном», «Звездные корабли», «Лезвие бритвы», рассказ «Пять картин», «Туманность Андромеды», «Сердце Змеи» и «Час Быка».

Примечания

1. Брандис Е.П., Дмитриевский В.И. Реальность фантастики. С. 167—168; Дмитревский В. Почтовый ящик Ивана Ефремова // Аврора. 1993. № 7. С. 89—90.

2. Поддубная Р. «Перед святыней красоты...» // Сын небес. М., 1990. С. 8.

3. Материалы к творческой биографии И.А. Ефремова. С. 200.

4. Болотников Н. «Логика, реальность — верный компас фантаста». С. 215; Материалы к творческой биографии И.А. Ефремова. С. 203.

5. Иван Антонович Ефремов. Переписка с учеными. Неизданные работы. С. 137.

6. Переписка Ивана Антоновича Ефремова. С. 361.

На правах рекламы:

Купить православную литературу с доставкой русский паломник православный otdom.ru.