Послесловие к повести С.Г. Жемайтиса «Вечный ветер»

С.Г. Жемайтис. «Вечный ветер». — М.: Дет. лит., 1970.

В повести «Вечный ветер» Сергей Георгиевич Жемайтис впервые выступает как писатель научно-фантастического направления. Прежние произведения С.Г. Жемайтиса отличались тонким пониманием моря и той романтической приподнятостью, которая столь увлекает юных читателей. Это давало основание ожидать, что из него получится настоящий морской писатель — столь редкая в настоящий момент литературная «специальность». Поэтому переход С.Г. Жемайтиса в научную фантастику показался мне утратой. И это понятно: в последние годы увеличилось количество литераторов, работающих в области научной фантастики, и резко упало количество и качество произведений, посвящённых морю. Ничем нельзя объяснить этот странный пробел в литературе огромной морской державы, торговый флот которой вырос за послевоенные годы в несколько раз и плавает по всем морям мира. Однако морская тематика деградировала у нас во всех видах, включая военную. Даже документальные описания современных плаваний и морских приключений по большей части невысокого художественного уровня. Как ни удивительно, но в большинстве таких книг отсутствует то чувство моря и корабля, которое, служа фоном людских характеров, отличает подлинно морских писателей.

Нет и переводов лучшей зарубежной морской литературы. В итоге наши дети и вообще советские люди обеднели представлениями о море как раз тогда, когда всё человечество (и наша страна одна из первых) переходит к активному освоению мирового океана как огромного резерва производительных сил.

Новая научно-фантастическая повесть «Вечный ветер» явилась сплавом морской тематики с научно-фантастической картиной будущего.

Многие выдающиеся писатели создали превосходные научно-фантастические произведения о море. Прежде всего следует назвать «80 000 километров под водой» Жюля Верна — книгу, по которой каждый из нас в детстве открывал необъятный мировой океан и познавал его обитателей. Теперь это уже почти не фантастика. Однако нового равноценного по широте охвата всех сторон океанологии произведения ещё не создано.

«Тайна двух океанов» Адамова, фантастическая повесть жюль-верновского плана, несмотря на существенные недостатки, оказала немалое влияние на увлечение подводными исследованиями двух поколений советских людей. Очень интересна полузабытая у нас «Нимфея», повесть Рони-Старшего о земноводном человечестве на затопленной океаном планете, но написана она давно и далека от современного уровня научной фантастики.

Знаменитый роман А. Беляева «Человек-амфибия» в основном развертывает конфликт необыкновенной личности с торгашеским миром капитала и лишь в небольшой степени служит познанию океана.

За исключением краткой новеллы Артура Кларка, большая часть новейших зарубежных научно-фантастических произведений о море продолжает направление А. Беляева, разумеется в ином идеологическом аспекте, используя океан лишь как фон, на котором разыгрываются конфликты, заговоры и сражения между торговыми монополиями, военными силами различных государств или инопланетных цивилизаций. Оставим в стороне множество коротких рассказов о потонувших городах, кораблях с сокровищами, подводных пиратах и шпионах (иногда действующих с прирученными дельфинами), каких немало в дешёвых массовых научно-фантастических журналах США и Англии. Возьмём лишь некоторые наиболее значительные зарубежные произведения последних лет.

Роман Кеннета Бальмера «Город под водой» использует идею А. Беляева о превращении людей с помощью хирургической операции в дышащих жабрами подводных пловцов. Огромная монополия разрабатывает богатства на дне океана руками тысяч рабов, принудительно превращенных в людей-рыб. Герой романа ведет единоличную борьбу с подводными рабовладельцами и выходит в конце концов победителем.

Американская писательница А. Нортон в новелле «Ключ вне времени» описывает некую планету с прекрасными морями. Два секретных агента с Земли в союзе с местной девушкой, владычицей дельфинов, стараются добыть тайну древней погибшей цивилизации вопреки злобным современным жителям планеты. Интересные описания подводных приключений в романе Нортон перекликаются с рассказами советского фантаста Глеба Голубева, также умеющего вести читателя во тьму океанских глубин.

«Потонувший Мир», повесть английского писателя Болларда, считающегося за рубежом лучшим стилистом в научной фантастике как бы повторяет в современном духе «Нимфею» Рони Старшего. Чувство моря и многообразие жизни океана у Болларда отступают далеко на задний план в сравнении с запутанной психологической обрисовкой действующих лиц. Английский фантаст Джон Уиндхэм посвятил большой роман «Кракен пробуждается» борьбе человечества с таинственной цивилизацией, явившейся из космоса и заселившей глубины наших океанов. Повествование, однако, мало затрагивает собственно океан. Писатель переносит войну с неведомыми чудовищами на берега морей. Затем война принимает космический масштаб — пришельцы вызывают новое оледенение.

И, наконец, роман Роя Мейерса «Мальчик-дельфин», опубликованный в 1967 году, герой которого усыновлён дельфинами после гибели его родителей от взрыва секретной лаборатории на тихоокеанском атолле. Роман в основном посвящён «наземным» конфликтам: борьба вокруг изобретения, обещающего и военное могущество, и колоссальные доходы.

В противоположность идейной основе и психологической разработке перечисленных произведений научно-фантастическая повесть С.Г. Жемайтиса «Вечный ветер» показывает радостный труд исследователей и добытчиков моря на общую пользу коммунистического общества.

Главное место действия — Индийский океан, искусственный остров среди теплых, прозрачных вод, вокруг которого умные, понимающие людей дельфины пасут китов, охраняют их от акул и косаток, помогают исследовать таинственные глубины подводных ущелий, где скрываются огромные головоногие. Не может не понравиться читателям дружба между людьми и дельфинами, как между независимыми интеллигентными существами. Описания ухода за китами и борьба с пиратом-косаткой Черным Джеком живы и занимательны. Добрые отношения людей бесклассового общества делают все персонажи привлекательными. Даже устремленная к звёздам героиня повести Биата не вступает в конфликт с влюбленными в неё двумя друзьями — работниками океанической станции, а приезжает на остров как на праздник, полная счастья от встречи с Землей и морем.

Читатель повести С.Г. Жемайтиса ощущает пронизанное солнцем море, счастье полезной и трудной работы в дружной семье будущего человечества на фоне столь же дружественного отношения к животным вообще, не только к интеллектуальным дельфинам.

Мне думается, что «Вечный ветер» — несомненный успех автора, и опубликование этой повести — хороший подарок юным читателям.