И.А. Ефремов — П.К. Чудинову

Москва

25 октября 1964 г.

Дорогой Петр Константинович!

Спасибо за письмо в Ленинград. Я не спешил отвечать на него, так как Вы все равно в поле и только теперь письмо будет более или менее «свежим».

Мы с Тасей очень хорошо путешествовали в Эстонию и в Ленинград. В Эстонии кормили невероятно хорошо, а в Ленинграде наши охотники набили бекасов и вальдшнепов, и мы наслаждались ими, зажаренными в сметане, — кремлевская еда! К несчастью, последние дни пребывания в Ленинграде были омрачены смертью Николая Ивановича Кучерова — помните такого веселого астронома — нашего большого приятеля? Погиб от воспаления поджелудочной железы.

Мы с Тасей вылетаем в Крым послезавтра — должны были сегодня, но у меня заболел зуб, а Софья Марковна сломала себе руку и не может лечить — поэтому пришлось немного задержаться. В Крыму будем до 20-го ноября, а потом уже перейдем на оседлый образ жизни.

Здесь все идет пока своим чередом, несмотря ни на какие новшества, хотя последние вызвали много передвижек начальствующего персонала. Из них наиболее отрадное — осиновый кол в известного Вам народного биолога. Не встанет!1

В институте турок мало показывается. Юлит, чтобы почуять ветер. Ваш материал препарируется понемногу. Енот мне показывал новый череп — хоть и неполный, но интересный. Какой-то широколобый сиодон с выпавшей палатальной частью и без затылочных флангов. Отпрепарировался превосходно — до конца. Вернулся Рождественский — ему удалось накопать много костей динозавров, в том числе целый таз зауропода с бедром2.

Получены письма от Олсона и Вами и мною. В моем он как-то очень тепло отзывается о Вас. Существенных новостей пока у него нет, разве известное разочарование с оклахомскими материалами3. То, что он считал фтинозухом, выходит вульгарная, хоть и древняя форма Varanops. Очень Вам сочувствую с Намнандоржем4. Это наихудший вариант, в какой можно было попасть. Не знаю, что Вы там с Б.А. успеете сделать до серьезных морозов, а если встанет вопрос, чтобы съездить еще раз позже, то не давайте себя уговорить — работать с раскопками в Гоби позднее начала (самых первых чисел) ноября — несерьезно.

Между прочим, Рождественский уверяет, что «новое» местонахождение, судя по тому, как ему рассказывал монгол-аспирант, находится вовсе не на северном, а на южном склоне Алтан-Улы, между «Могилой Дракона» и нашим «Главным лагерем» под Нэмэгэту5. Там, действительно, есть хитрый поворот склона Алтан-Улы, как бы заворачивающийся к северу. В общем, с нетерпением буду ждать Вашего приезда, чтобы все узнать доподлинно. Думаю, что к моему возвращению Вы уже будете дома.

Тася Вам шлет самолучшие пожелания и приветы, говорит, чтобы Вы берегли себя и не морозились, памятуя о радикулите. Енот также шлет привет. Передайте сердечный привет Борису Александровичу.

Ваш И.А. Ефремов

Личный архив П.К. Чудинова. Авториз. машинопись.

Комментарии

1. После смещения Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС, который всецело поддерживал «народного академика» Т.Д. Лысенко, началось возрождение генетики и биологических наук в стране. В январе 1966 г. был ликвидирован Институт генетики, руководимый Т.Д. Лысенко, и создан Институт общей генетики. В распоряжении Т.Д. Лысенко осталась лишь экспериментальная база «Горки Ленинские».

2. В 1964 г. А.К. Рождественский возглавлял Алайскую экспедицию Палеонтологического института в Узбекистане по исследованию континентальных мезозойских отложений приферганских хребтов.

3. Речь идет об обработке материалов Палеонтологической экспедиции в Оклахоме (штат США), где были обнаружены животные, близкие дейноцефаловой фауне Западного Приуралья.

4. Намнандорж являлся представителем Монгольского комитета наук, он вел переговоры о палеонтологических раскопках на территории Монголии и был недружественно настроен к российским ученым.

5. См. № 43—54 и «О Монгольской палеонтологической экспедиции. Отчетный доклад для Общего собрания АН СССР» (см. наст. книгу, с. 213—226).