Изготовление ковров ручной работы

С давних времен и по сей день ковры ручной работы по праву считаются произведением искусства — секреты ковроткачества передаются от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Ни один предмет интерьера не обладает столь изысканным и благородным орнаментом, как ковер, созданный вручную.

Существует два метода изготовления ковров ручной работы — турецкий и персидский. Турецкие ковры ткут с помощью специальной крючкообразной иглы, при изготовлении персидских ковров узелки завязываются вручную. Ковры, изготовленные турецким методом, более прочны, зато персидский ковер на изнанке имеет совершенно гладкую и ровную поверхность.

Ковры ручной работы изготавливаются преимущественно на Востоке, а наиболее ценными и дорогими считаются персидские, китайские и индийские ковры, секрет великолепия которых заключается в сочетании цветов, превосходном качестве и в выборе натурального материала: чистого шелка или теплой, мягкой овечьей шерсти.

При изготовлении ковров ручной работы используются лишь натуральные красители, поэтому со временем краски не выгорают, а, напротив, приобретают благородный насыщенный цвет и мягкость оттенков.

Изготовление ковров ручной работы — это кропотливый труд, занимающий несколько месяцев. Производительность плетения зависит от выбранного материала и сложности узора. Обычно вязальщики ковров создают от восьми до десяти тысяч узелков в день: первый «утренний» узелок и последний узелок, завязанный на закате, разделяет лишь тоненькая полоска ковра, и лишь через месяц-два в будущем ковре начинает угадываться рисунок. Плетение вязальщики осуществляют по памяти либо по образцам, называемым вагири и талимы. Так как каждый узелок завязывается отдельно, а вплетенные узелки подтягиваются вниз, то уже на стадии плетения у восточных ковров возникает характерный наклон ворса, называемый штрихом.

В целях экономии времени вязальщик ковра распределяет один цвет за другим, узелок за узелком, а в процессе плетения на определенной высоте подрезает ворсовые нити. После чего, чтобы уплотнить ворс, вязальщик наносит сильный удар на уже сплетенный участок ковра. В заключение ворс подстригается до его окончательной высоты — чем тоньше узелки, тем ниже необходимо подрезать ворс, иначе узор окажется расплывчатым.

Именно так, спустя долгие месяцы кропотливого труда, на свет появляются ковры ручной работы — истинные произведения искусства, обладающие неповторимым очарованием и поражающие мягкостью ворса и разнообразием расцветок.