М.В. Головкин. «Пути достижения биологического совершенства людей будущего»

1. Введение. Человек как фокус всех произведений Ефремова

Одним из важнейших моментов в творческом наследии Ивана Ефремова является исследование человеческой природы, физической красоты человека и его духовных качеств. Ефремов как никто другой смог показать то, какую основу имеет нарождающееся общество будущего в нашем настоящем и в нашем прошлом. Смелые мечты о планомерном переустройстве общества в интересах каждого его члена писатель подкрепил глубоким анализом различных сторон человеческой жизни от древних времён («Таис Афинская») до наших дней («Лезвие бритвы») и показал будущую коммунистическую эпоху не в виде идейных построений и экономических схем, а через моделирование жизней отдельных людей будущего, их внутреннего мира и общественной деятельности.

Люди Будущего Ефремова красивы. Красивые люди — непременная черта всех произведений автора: красивы Таис и Эрис, красивы Гирин и Тиллоттама, красивы Афанеор и Пандион. Таково было кредо Ефремова, необходимость которого он не раз обосновывал в своих произведениях. Физическая красота человека виделась ему одной из основ человеческого общества, насквозь пронизывающей его культуру и искусство, находящейся в тесном взаимодействии со здоровой психикой отдельного человека и «коллективным здоровьем» целых народов. Поэтому изучение её свойств и законов были для него одним из самых достойных для человека дел.

И в то же время писатель не ограничивает рассмотрение приспособленности человека к окружающему миру только физической целесообразностью. Не менее важно для него показать и социально обусловленные стороны человека как представителя биологического вида: приобретение человечеством в целом и каждым его представителем в частности умения соблюсти баланс между удовлетворением потребностей различного рода и увеличением общественного влияния в жизни человека над биологически обусловленными мотивами. Важную роль играет здесь знание принципов регуляции человеческого организма с помощью высшей нервной деятельности, умение использовать эти знания на благо каждого человека, а через это — и на благо всего общества. Влияние внутренних качеств индивидуума на понимание им красоты с одной стороны и влияние здорового совершенного тела на психическую деятельность — с другой — неизменно находили отражение в творчестве Ефремова.

«Я теперь поняла Карта Сана, что красота в самом деле важнее, чем нам кажется. Она — счастье и смысл жизни, он хорошо сказал тогда!» (ТА)

«Только красота может поддержать нас в жизни, утешить в усталости и неудачах, смягчить жестокость познания и победы. Вот почему будет служением, может быть, даже подвигом создание для моего народа образа Анупамсундарты». (ЛБ)

2. Красота человека как физическая целесообразность

Сама по себе красота — это «тугая пружина энергии, скрученная нелегкими условиями жизни» (ТА), то есть совокупность признаков, приобретённых человеческим родом для преодоления негативных факторов окружающей природы. Анатомическое чутьё красоты в каждом человеке в своей исторической сути — это механизм обеспечения правильного выбора с целью селекции наиболее пригодных для борьбы за существование особей. В наиболее важном аспекте межполовых отношений красота — критерий выбора наиболее пригодного для продолжения рода партнёра противоположного пола и выделения обладающего наибольшими перспективами соперника.

«Лишь много позднее психологи разобрались в сочетании зрительных ассоциаций — ведущего чувства человека в его ощущении красоты, прочно спаянного с эротикой, сотнями тысячелетий природной селекции наиболее совершенного». (ЧБ)

С точки зрения человека как социального существа, красота — критерий выбора характера взаимодействия с другими членами сообщества: кто из них наиболее перспективнее на охоте, в бою, в дальнем переходе, в защите детей, в функциях сторожа и прочих чисто физических сторонах общественной жизни общества ранних этапов развития. Помимо прочего, красота является косвенным признаком наличия у человека устойчивой психики, высоких морально-волевых качеств.

Красота — это не усреднённый тип, это — «лучшая 1/10». Но поскольку всё распределение чрезвычайно вариабельно, эта 1/10 имеет в разных случаях разное положение, определяясь культурным контекстом, индивидуальным опытом, что в свою очередь зависит от окружающей среды, образа жизни, экономики общества.

Приспособленность в узковременных рамках («городской» тип) может быть менее выигрышной в более протяжённые времена, об этом и говорил Ефремов. Есть обратная связь: организм подстраивается под неблагоприятные условия, в то же время в руках человека возможность изменить локально вокруг себя эти условия и «построить себя» в более совершенном в исторической перспективе виде, в том числе и под влиянием культурных продуктов. Может быть и наоборот: мнение известной писательницы о том, что толстой быть НОРМАЛЬНО, приведёт к тому, что тысячи женщин перестанут бороться за то, чтобы держать себя «в форме».

Не буду повторять многочисленных авторов, подробно исследовавших вслед за Ефремовым феномен красоты как биологической целесообразности в различных его проявлениях. Я остановлюсь здесь на следующем моменте. В индивидуальной жизни каждого человека имеется два источника, из которых он черпает понятие физиологической красоты человека: на уровне разума — через обучение с детства (действует на сознательном и подсознательном уровне), на уровне физиологии — через заложенную в геноме «программу распознавания» физиологической приспособленности анализируемой особи к различным биологическим аспектам жизни. Второй момент в меньшей степени подвержен внешнему влиянию, а на первый, кстати сказать, тесно смыкающийся со вкусами — вызванными окружающей средой или сознательным искажением девиациями в субъективном восприятии красоты — в будущем должны будут повлиять следующее факторы. Объединение народов в единую семью (глобализация по-коммунистически) приведёт к отмене границ, усилению миграции, взаимообогащение и обобщение «канонов» красоты на уровне коллективного сознания плюс уравнивание среды обитания для потомков разных народов, устранение частнособственнических интересов устранит основу для намеренного искажения канона (модель-«вешалка»).

Связь между физической красотой человека и его психическими качествами имеет весьма неоднозначную зависимость. С одной стороны, в неустроенном обществе совершенство тела рассматривается как инструмент для достижения высшего положения в социальной иерархии и экономического благосостояния, что позволяет красивому человеку не заботиться о приобретении высоких социальных качеств, доброты, отзывчивости, разносторонности интересов. С другой стороны, сама по себе красота — следствие преодоления высоких нагрузок, как психических, так и физических. Для обеспечения правильной биохимической регуляции организма необходимо не только соблюдение спортивных нагрузок и режимов питания, не менее важным является умение контролировать взлеты и падения собственной психической активности.

«— Я говорила на собрании о двоякой зависимости. Богатство психики — от сильного и здорового тела, которое от многогранной психики насыщено отвагой, стремлениями, неутомимостью и чувственностью. Биохимия человека такова, что требует постоянной алертности мозга на одну пятую часть его мощности, а это поддерживается лишь уровнем кетостеронов — гормонов пола в крови. За это человек расплачивается, выражаясь вашими словами, постоянной эротической остротой чувства. Если тормозить это чувство слишком долго, то возникают нервные надломы и психосдвиги, то внезапное и порабощающее влечение к случайным партнерам, что в старину у нас звалось несчастной любовью» (ЧБ)

«Забота о физическом воспитании, чистая, правильная жизнь десятков поколений избавили вас от третьего страшного врага человеческой психики — равнодушия пустой и ленивой души. Заряженные энергией, с уравновешенной, здоровой психикой, в которой в силу естественного соотношения эмоций больше доброты, чем зла, вы вступаете в мир на работу. Чем лучше будете вы, тем лучше и выше будет все общество, ибо тут взаимная зависимость. Вы создадите высокую духовную среду как составляющие частицы общества, и оно возвысит вас самих» (ТА)

3. Создание «Нового человека»: евгеника (Серебровский и Ко) и Ефремов

На страницах многих Интернет-сообществ, начиная от форума дьякона Кураева и заканчивая ефремоведческими ресурсами, часто можно встретить мнение о Ефремове как о проповеднике евгеники.

Не будем останавливаться на вопросе негативной евгеники (хотя, введённое Фрэнсисом Гальтоном в 19 веке, это понятие первоначально имело исключительно расистский характер). Отмечу лишь, что негативная евгеника широко применялась в Спарте и других государствах древности, применяется она и сегодня в ряде стран мира (например, в Китае и Индии, ряде мусульманских стран). В 20-е — 30-е годы 20 века в СССР имело место движение социалистической евгеники, среди организаторов которого были такие известные генетики, как Ю.А. Филипченко, Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский. Отстаивая приоритет наследственности по отношению к среде и отрицая возможность наследования приобретенных признаков, эти учёные считали, что человеческая природа «...может быть изменена сознательно, путём подбора таких производителей, которые дадут наиболее желаемую комбинацию признаков у потомства. <...>...это единственный путь, идя по которому можно добиться результата» (Н. Кольцов). Был проведен ряд работ по исследованию механизмов наследования благоприятных признаков у людей, а также предложены меры по организации селекционных мероприятий в стране, проведению компании популяризации евгеники, отделению понятия «муж» от понятия «отец» и т. д. Но к середине 30-х годов евгеника подверглась критике и до начала 1990-х годов в нашей стране исследования подобного рода практически не велись.

У Ефремова был принципиально иной подход. Физическое совершенство людей коммунистических эр, по его мнению, может быть достигнуто путём совместного использования трёх факторов. Во-первых, чистка наследственности на генетическом уровне, для чего необходимо подробнейшее изучение молекулярного генетического аппарата человека. Структура наследственности каждого человека подвергается тщательному изучению — как на предмет наличия собственно генетических дефектов, так и с целью прогнозирования опасности проявления негативных черт характера далёких предков, что становится ещё более важным в связи со значительным увеличением продолжительности жизни. Существующие в организме очаги старения подвергаются волновой и химической очистке. Вместе с тем, писатель отмечал нежелательность злоупотребления внешними методами воздействия там, где этого можно избежать. Во-вторых, строгая самодисциплина каждого из членов общества в сочетании с умением реализации своих желаний, не навредив себе и другим, умение контролировать собственные чувства в сочетании с суровой физической закалкой с детства.

«Перед человечеством, объединившим колоссальные массы людей, стоял реальный выбор: или подчинить себя общественной дисциплине, долгому воспитанию и обучению, или погибнуть — других путей для того, чтобы прожить на нашей планете, хотя ее природа довольно щедра, нет!» (ТА) В третьих — планомерная и максимально соответствующая человеческой природе организация труда и быта. «Труд в полную меру сил, только творческий, соответствующий врожденным способностям и вкусам, многообразный и время от времени переменяющийся — вот что нужно человеку. Развитие кибернетики — техники автоматического управления, широкое образование и интеллигентность, отличное физическое воспитание каждого человека позволили менять профессии, быстро овладевать другими и без конца разнообразить трудовую деятельность, находя в ней все большее удовлетворение» (ТА) Поколения здоровой и чистой жизни, что невозможно в условиях классового общества, в новые эры сами по себе дают ощутимый вклад в физическое совершенство людей. Переселение большинства населения Земли в наиболее благоприятные для жизни климатические зоны, избавление от необходимости проживания в условиях чрезмерной скученности в крупных городах, организация рабочего процесса без необходимости излишнего ежедневного использования транспортных магистралей для поездок из дома на работу и наоборот не только избавляет от связанных с этим негативных психологических моментов, но и значительно снизит ненужную физиологическую нагрузку, связанную с этими факторами: неоптимальный климатический режим и необходимость ношения тёплой одежды в северных регионах, массовое распространение болезней эпидемического характера, выматывающее стояние в городских пробках или в переполненном общественном транспорте. На место отупляющего однообразия и одностороннего развития человека приходит разнообразие деятельности человека и его разностороннее развитие, что, по мнению писателя, является непременным атрибутом человеческой красоты для всего общества, а не для отдельных индивидуумов. «Давно уже люди Земли поняли, что красота — это инстинктивно воспринимаемая целесообразность строения, приспособления к определенному назначению. Чем разнообразнее назначение, тем красивее форма»... (ТА)

Смешение расовых типов, которое, как известно, часто даёт красивое потомство, позволило перейти от достаточно замкнутых генофондов отдельных наций к общему генофонду планетарного масштаба. Отмечу, что в ЭВК, хотя и остаются достаточно чистые расовые линии (или проявление доминантных признаков — есть черкесы, китайцы, русские, японцы, чилийцы-перуанцы...), красота людей становится универсальной по причине того, что условия жизни становятся практически одинаковы, одинаковым становится воспитание, культурный контекст обобщается. Поэтому похожесть людей, происходящих от разных народов, естественна.

«Вначале все пришельцы далекого мира казались тормансианам очень красивыми, но одинаковыми. Мужчины — высокие, с решительными крупными лицами, серьезные до суровости. Женщины — все с чеканно правильными мелкими чертами, идеально прямыми носами, твердыми подбородками, густоволосые и крепкие» (ЧБ).

Рост и пропорции тела у потомков тех или иных народов могут меняться за сотни лет, а к моменту ЭВК коммунистические эры существуют порядка 1000 лет (хотя у автора есть разночтения). Вместе с тем, слияние в единую общность не даёт однообразия, напротив, этот процесс ведёт к значительному разнообразию проявлений физической красоты за счёт развития индивидуальных проявлений красоты каждого народа и множественных их наложений в межрасовых браках за счёт перетасовки наследственности.

«Тонкие оттенки красоты различных рас, проявлявшиеся в смешанном населении планеты, блистали здесь в неисчерпаемом разнообразии, точно грани драгоценных камней, доставляя бесконечную радость зрителям» (ТА).

В скобках замечу, что в этом проявляется коренное различие глобализации по-социалистически, когда общность культуры глобального характера достигается за счёт синтеза и развития элементов культуры входящих в неё народов, от глобализации по-капиталистически, когда доминирующая культура подавляет культуры менее удачных в экономическом отношении народов.

4. Человек в информационном обществе

В 20 веке научно-технический прогресс фундаментально изменил физическую нагрузку на человека. Недостаток разнообразной физической нагрузки, нагрузка на зрительную систему, нахождение большей части времени в замкнутом помещении приводит к общему ослаблению организма, утрата культуры питания и падение качества пищи — к ухудшению обмена веществ. При значительном прогрессе медицины многочисленные дефекты кожи, болезни позвоночника, зрения и сердечно-сосудистой системы, эндокринные и костные заболевания имеют в своей основе, помимо снижения фактора естественного отбора в человеческой популяции, далеко не в последнюю очередь как раз неумение сочетать различные виды нагрузок в своей каждодневной деятельности. Более того, все перечисленные факторы неизбежно приводят к порче наследственности и усугублению общего нездоровья человечества.

С другой стороны, и психическая сторона человеческой сущности оказалась не готовой воспринять эти изменения. Кажущаяся доступность разнородной информации без наличия эффективных механизмов её фильтрации оказывает неоправданно большое давление на психику, а там, где в целях экономической или политической выгоды это давление носит целенаправленный характер, случается девальвация этических и моральных принципов, манипуляция взглядами людей, не имеющих возможности и желания получить необходимые для составления полного представления о вопросе знания, вторжение с помощью высоких технологий в подсознание, в основе которого часто лежит игра с досоциальными сторонами мозговой деятельности. В результате несоблюдения информационной гигиены только заинтересованность информационных, экономических и политических структур государства мешает установить прямую связь между всё учащающимися случаями нервных срывов и маний, доходящими до массовых убийств, и необходимостью признания существующего в «постиндустриальных» странах информационного климата неприемлемым для человеческой психики и ограничения хотя бы явных путей деструктивного воздействия.

Выход, по мнению Ефремова, может быть только один: необходимо возвращение тех элементов индивидуальной жизни человека, которые делали его сильным и выносливым, но при этом это возвращение должно быть путём по лезвию бритвы между подчиненностью человека инфернальным законам природы с одной стороны и игнорированием биологических сторон существования человека на самых разных уровнях организации его жизни — с другой. Сложившаяся во многих современных странах и городах ситуация, когда сидение в кресле и нажимание кнопок становится основной деятельностью людей на работе и в досуге, несовместимо с восхождением по пути формирования красивого и уравновешенного человека будущего, каким видел его Ефремов. Необходимые составляющие этого пути видны уже сейчас: это перестройка собственной жизни таким образом, чтобы с максимальной эффективностью использовать доступные временные и материальные ресурсы для выхода из тупика однообразно повторяющихся изо дня в день действий, реализация механизмов самоконтроля и самоорганизации — с одной стороны, и изменение общественно-экономической среды в рамках политической борьбы — с другой.